Этим материалом я хочу начать серию публикаций об особенностях виртуальной жизни, о психологических процессах, протекающих по ту сторону реальности и опасностях, подстерегающих всех нас в виртуальном мире… Особенностью многопользовательских онлайновых ролевых игр русскоязычной аудитории является главенство общения над собственно игровым процессом. Традиционно чат занимает значительную часть экрана, а общение - часть игрового времени. Поэтому в первую очередь важно обратить внимание на тему виртуальных взаимоотношений игроков. Наиболее крайним проявлением в части последствий для психики являются взаимоотношения полов. Почему? Об этом далее и подробнее… Виртуальная любовь реальна? Но ведь «Девочка, живущая в сети» вполне может влюбиться в виртуального «принца на белом коне»… «…Это было страшнее всего - повернуться, и посмотреть на Вику. Труднее, чем все подвиги в виртуальном мире... Она была именно той девушкой, которую я рисовал. Той, что улыбалась мне с экрана по утрам. Той, что жила в моих снах. Только волосы чуть светлее, а стрижка чуть короче, и глаза не смеются - они испуганные... как и у меня сейчас. Но это моя Вика. Перепуганная насмерть девушка, в джинсах и легкой курточке, с сумкой через плечо. Мы оба жили в своих настоящих телах, погружаясь в глубину. Лучшая в мире маска - собственное лицо. - Эту розу еще растят, - говорю я. Вика чуть-чуть расслабляется. - Я боялась... вдруг ты пообещаешь ее нарисовать. - Нет уж, - шепчу я. - Хватит нарисованных цветов...» «Лабиринт отражений» (с) С. Лукьяненко. Так что же такое виртуальные взаимоотношения? Бред или поиск совершенства? Сотворив себе образ, какого то человека можно реально «потерять голову» - мучаться, страдать, ревновать и… любить? А ведь да! Запросто! И думаю, найдется немало реальных ситуаций и немало конкретных случаев. Проявление человеческой слабости? Или поиск своей «половинки», пусть даже за тысячи километров? Да нет же! Это всего лишь проявление реальной человечности в нереальном мире Игры. Игра ради общения, но никак не наоборот… Высшее проявление «одушевления» игры и есть проявления эмоций и переживаний. Но и тут не так всё просто. Во-первых, реально идёт разделение Игроков на возрастные группы. Во-вторых, существует реальный дефицит «слабого пола». В-третьих, факт наличия персов-женщин, за которых играют мужчины. И не смотря на все эти моменты в виртуальном мире регулярно проходят свадебные процедуры, происходят разводы. Жизнь кипит. Каковы причины столь бурного проявления виртуальных взаимоотношений? И какие основные мотивы виртуальных браков? В первую очередь это, конечно, элемент Игры. Некоторое видоизменение приближающее нас к реальности. Так к этому относится большинство играющих… В особенности это касается юных тинейджеров. Они с легкостью сходятся – расходятся, болтают милый вздор и сюсюкаются в чате. Не менее просто они ругаются и расходятся. Просто весело проводят время. Есть часть Игроков, преследующих какие то конкретные цели – «брак по расчету». Обеспеченный жених «оденет» и «защитит» будущую супругу, завалит виртуальными подарками и цветами. Неуверенный в реальности юноша или молодой мужчина обретает определенное чувство полноты восприятия реальности, и стремиться к самоуважению – ощущая «виртуальную ласку и заботу» любимой супруги. В этом мире не надо бояться смотреть глаза в глаза, нет головокружения от запаха волос, не нужно смущаться дрожащего голоса. Всё просто! И в то же время ужасно сложно… Есть тут и проявление настоящих чувств, которые не выразишь строчкой печатных символов, не сможешь быть убедительным и обаяние улыбки не заменишь оригинальным смайликом… Есть и виртуальные отношения, переросшие в отношения реальные. И даже в Дозорах есть свои знаменитые реально-виртуальные пары. Но... ...нужно бояться этой Бездны здесь! Ты рисуешь сам себе своего «героя», но иллюзорность чревата разочарованием, потому что ты сам додумываешь и идеализируешь своего собеседника. Человек создан для счастья. Но… «…счастье – это не станция назначения, а способ путешествия…». Не нужно забывать, что ты всего лишь выдуманный персонаж в виртуальном мире. Не надо бояться реальности – нужно быть самим собой, если тебе интересен и симпатичен твой виртуальный знакомый! Более того, если ты свободен – не сиди за компьютером, не строй «воздушные замки», проснись и пой! В реальном мире… Так что самые крепкие «ячейки общества» - виртуальные семьи, те кто весело и интересно проводит время в общении с виртуальным знакомым, те, кто не «лезут в дебри» психологии и лишь подыгрывают друг другу, тем самым, внося разнообразие в игровой процесс, оставаясь сами собой в реальном мире. Это не советы как быть. Это лишь предупреждение как не быть! Не забывайте об эфемерности игрового мира… Боль разочарования тут такая же, как и в мире реальном…
|